ЕФРЕМЕНКО ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА, ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МДОУ «ДС №19»

САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «Психологическая готовность ребенка к обучению в начальной школе».

Индивидуальный план работыпо самообразованию

педагога – психолога  МДОУ «ДС №19» на 2020-2021уч. год

 

по теме: «Психологическаяготовность ребенка к обучению в начальной школе».

 

 Ф.И.О. педагога:  ЕфременкоИрины Анатольевны

Специальность: дошкольная педагогика и психология

Образование: высшее

Стажпедагогической работы: 10 лет

Стаж вданной должности: педагогом –психологом- 2,6 года

Квалификационнаякатегория: «соответствие занимаемойдолжности»

Курсыповышения квалификации: нет

Дата началаработы над темой: 01.09.2020г.

Предполагаемаядата окончания работы: 30.05.2021г.

Тема: «Психологическая готовность ребенкак обучению в начальной школе».

 

Цель: Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе.

 

Задачи:

 

1.Дать понятие «подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе» какпсихолого-педагогическая составляющая.

2 .Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

3.Изучить особенности психического и личностного развития детей 6-7 лет.

4.Выявить уровни подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

5.Подобрать комплекс игр, направленных на формирование психологической готовностик школе.

 

 

 

 

 

 

Пояснительнаязаписка.

 

Вопрос воспитанияи обучения дошкольников является одним из наиболее важных и актуальных впсихологии и педагогике. Как показывает опыт и многочисленные исследования,полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболееполно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии с этимсоздаются адекватные условия обучения и воспитания.  Поступление в школу —это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новыхправ и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений со взрослыми исверстниками.

 

Актуальность темы: поступлениев школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании еголичности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, тотеперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтомуодной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей кобучению в школе.

Проблемаподготовки детей к школе в условиях модернизации системы образования становитсячрезвычайно актуальной. Педагоги иродители видят, насколько год от года усложняютсятребования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. Запоследние годы проводимая государством демографическая политика, меры,принимаемые по поддержке семей с детьми, привели к росту рождаемости. И какследствие, увеличилась потребность мест в детских дошкольных учреждениях, асоответственно подготовительных групп стало больше. В настоящее время всебольше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляетсяпреемственность между детским садом и школой, что способствует болееэффективному обучению дошкольников.

 

Предполагаемый результат:

 

Исходя изпоставленных целей и задач, мною была выдвинута следующая гипотеза: подготовка детей к школе –это процесс долгий и трудоемкий, и начинается он задолго до 1 сентября.

Если работа будетпроводиться систематически, в тандеме с учителем, логопедом, педагогами ДОУ, тоготовность детей к школе будет сформирована  к началу школьного обучения.

 

Для себя я выделили следующие этапы работы по этой теме:

1. Подбор иизучение методической литературы (сентябрь - ноябрь)

2. Участие вмероприятиях, посвященных теме самообразования 

(октябрь - май)

3. Формированиеопыта по теме. Внедрение в практику (сентябрь - май)

Планпо самообразованию

«Психологическаяготовность ребенка к обучению в начальной школе».

на 2020 – 2021уч. г.

 

Месяц

Форма работы

Отметка о выполнении

 

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

Диагностика детей старшей группы

Подбор литературы по проблеме

Консультация для родителей. «Игры и упражнения по развитию речи дома».

 

Октябрь

1.Обследование уровня речевого развития детей группы.

Пополнение предметно-развивающей среды

Анкетирование родителей «Насколько Ваш ребенок готов к школе»

 

Ноябрь

1. Определение эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе.

Посещение занятий воспитателей

Групповая консультация «Игры на развитие эмоциональной сферы».

 

Декабрь

Посещение школ.

Подготовка к родительскому собранию.

Консультация для родителей «Где будет лучше учиться Вашему ребенку»

 

Январь

Коррекция работы группы по результатам мониторинга за первое полугодие.

Подбор методической литературы по выявленным проблемам.

Консультация для родителей «Что такое психологическая готовность ребенка к школе»

 

Февраль

Определение мотивационной готовности детей группы к обучению в школе

Анализ опыта работы передовых педагогов с детьми разного темперамента.

Поместить в папку – передвижку статью «Как помочь гиперактивному ребенку лучше учиться.

 

Март

Повторная психологическая диагностика готовности детей к школе

Подбор и изучение информации по теме «Психологическая готовность ребенка к школе»

Анкетирование родителей «Каким Вы видите своего ребенка»

 

Апрель

Определение эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе.

Опрос воспитателей– на какие вопросы родители  хотели бы получить ответы на родительском собрании.

Родительское собрание «Как дошкольник становиться школьником».

 

 

Май

Подготовка отчета

Аналитическая справка по итогам работы по самообразованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическаялитература.

 

1. Модестова Т.В. «Скоро в школу». ООО ИздательскийДом «Литература», Санкт-Петербург, 2005г.

В книге представлены методическиематериалы, справочная информация и полезные советы педагогам и родителямбудущих первоклассников. Универсальные тесты помогут определить уровеньготовности ребенка к школе.

2. Е.С. Суркова «Дети, в школу собирайтесь!».Воронеж, 2001г.

Пособие содержит задания для будущихпервоклассников, которые развивают сообразительность, учат наблюдательности,всесторонне развивают личность ребенка.

3. Виноградова Н.Ф.,  Журова  Л.Е. «Готов ли ваш ребенок к школе?» Москва,Просвещение, 1992г.

Книга содержит советы педагога ипсихолога, которые станут залогом успешного обучения детей в школе.

4. Агафонова И.Н. «Экспресс-диагностика готовностик школе», СПб, СПбГУПМ,1997г.

Пособие содержит подбор уникальныхтестов и диагностик, полезных как педагогам, так и их родителям.

5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Я готовлюсь кшколе». Ярославль, Академия развития, 1996г.

Популярно и доступно в пособиипредоставлены разнообразные материалы для родителей будущих первоклассников.

6. Колеченко А.К., Летунова В.Е. «Как подготовитьребенка к школе», СПб, СПбГУПМ, 1998г.

Пособие ценно тем, что в немматериал дается в определенной системе, что способствует повышению общегоуровня умственного развития детей.

7. К.Ю. Белая «От сентября до сентября» ООО«Школьная пресса», Москва, 2010г.

В пособии представлен разнообразныйметодический материал, рекомендованный педагогом ДОУ.

8. Яковлева Н. «психологическая помощь дошкольнику»- СПб, Валерии СПД, 2002г.

Пособие содержит советы ирекомендации педагогам и родителям будущих первоклассников.

9. Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7лет». Ярославль, академия К, 2000г.

Задания, упражнения и игры,представленные в этом пособии, помогут развить мышление детей старшегодошкольного возраста, что в дальнейшем поможет детям легче справляться сошкольной программой.

 

 

24 марта 2021 в 13:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.