ЕФРЕМЕНКО ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА, ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МДОУ «ДС №19»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога-психолога МДОУ «ДС № 19» во всех возрастных группах с 2-7 лет на 2020 - 2021 уч. год.
Содержание программы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка………………………………………… стр.3 1.2.Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства: Возраст от 2 до 3 лет……………………………………………… стр. 4-5 Возраст от 3 до 4 лет………………………………………………… стр.5 Возраст от 4 до 5 лет………………………………………………… стр.6 Возраст от 5 до 6 лет……………………………………………… стр. 7 Возраст от 6 до 7 лет………………………………………………. стр.8 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…….. стр. 9 1.4. Планируемые результаты………………...………………… стр.10
2. Содержательный раздел.
2.1.Основныенаправления деятельности педагога-психолога… стр. 10 2.2.Содержание деятельности педагога-психолога …………….. стр. 12 2.3.Взаимодействие с педагогическим коллективом …………... стр. 13 2.4.Психологическая диагностика ……………………………… стр.15 2.5.Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)…… стр.17 2.6.Развивающая работа………………………………………….. стр.18 2.7.Работа педагога-психолога с родителями………………….. стр.20
3. Организационный раздел.
3.1. Материально-технические условия ..……………………… стр.21 3.2. Список используемой литературы………………………… стр.21
Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса. Задачи психолого-педагогического сопровождения: - раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в развитии, воспитании и обучении; - консультативная и информационная психологическая поддержка воспитанников, родителей и педагогов; - проведение широкой просветительской работы с педагогами и родителями по вопросам развития, воспитания и обучения детей; - создание условий по успешной адаптации к детскому саду детей раннего возраста и вновь прибывших детей; - создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка; - организация работы с воспитанниками старших групп и их родителями по вопросам подготовки к обучению в школе; - разработка, подготовка и проведение групповых занятий с воспитанниками всех возрастных групп в рамках реализации ФГОС дошкольного образования. Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение; основной фронт работы распространяется на старшие группы. Подготовка к школе. Основные циклы сопровождения: - адаптация к детскому саду; - подготовка к обучению в школе.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, просветительский и методический. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое. Рабочая программа педагога – психолога МДОУ «ДС №19» на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии: - Уставом МДОУ «ДС №19» и законодательством РФ. Регистрационный номер: ПФР 036-005-001333»; - с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ); - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155); - Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1. 3049-13); - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;Разработана с учетом Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакциейН.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, изд. 2014 года.
1.2. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства. Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития. Возраст от 2 до 3 лет. Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий. Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Возраст от 3 до 4 лет. Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация. Возраст от 4 до 5 лет. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Возраст от 5 до 6 лет. Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет. Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участник игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности. Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций. Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции. Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов; Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников воспитательно-образовательного процесса; Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию; Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ. Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов. Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. И поэтому очень важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм. Мониторинг психического развитиявоспитанников ДОУ показал необходимость психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих различные отклонения в развитии, в том числе и поведенческие (гиперактивность, агрессивность, др.), а также осуществление сопровождения в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Важным фактором является развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, что сможет обеспечить эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого-педагогических знаний, личностной зрелости и компетентности. Исходя из вышеизложенного должна быть создана психологически комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней посещения ребёнка группы детского сада до его поступления в школу.
1.4. Планируемые результаты
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них различных навыков. В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются: Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности ребёнка и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС.В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются: - активное участие детей в жизни ДОУ, инициативность, творчество; - бесконфликтное взаимодействие со сверстниками; - отсутствие конфликтов с педагогами. Психологическая эффективность: - субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ДОУ; - адекватная самооценка; - сформированностьЯ – концепции личности; - оптимальное развитием его способностей.
2. Содержательный раздел.
2.1. Основныенаправления деятельности педагога-психолога:
- психологическое сопровождение образовательной деятельности; - развивающее направление; - психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания и социализации. Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения: 1.Профилактика и просвещение. Психологическая профилактика направлена на предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, разработка конкретных рекомендаций воспитателям, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, а такжесохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Психологическое просвещение. Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основная задача психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров. 2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния дошкольников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. 3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития. 4.Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с детьми, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 5.Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения. Педагог-психолог в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС: - обеспечивает контроль за развитием детей; - дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей; - принимает участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения; - проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности; - прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу; - оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса.
2.2. Содержание деятельности педагога-психолога
2.3. Взаимодействие с педагогическим коллективом
Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время стало психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, одно из условий которого тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. Направление деятельности педагога – психолога. С администрацией: 1. обсуждение актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирование своей деятельности таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели; 2. уточнение запроса на психологическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения; 3. осуществление поддержки в разрешении спорных и конфликтных ситуаций (педагогический коллектив, родители); 4. участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и сотрудников (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников); 5. оказание психологической поддержки при адаптации новых работников коллектива; 6. предоставление психологической информации для сайта МБДОУ; 7. предоставление отчетной документации; 8. проведение индивидуального психологического консультирования (по запросу); 9. участие в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей; 10. при необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК; 11. обеспечение психологической безопасности всех участников воспитательно – образовательного процесса; 12. оказание экстренной психологической помощи в нештатных и чрезвычайных ситуациях. С воспитателями: 1. Содействие по формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников; 2. оказание консультативной и практической помощи воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности; 3. оказание консультативной и практической помощи воспитателям в проблемах личностного и социального развития воспитанников; 4. оказание помощи воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника; 5. консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивных сферах воспитанников; 6. осуществление психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности воспитателя; 7. участие в методических объединениях воспитателей, психологическое сопровождение их в процессе самообразования; 8. оказание психологической профилактической помощи воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания; 9. обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом; 10. повышение уровня культуры общения воспитателя с родителями; 11. организация психопрофилактических мероприятий с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей); 12. внедрение здоровьесберегающих технологий; 13. психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста (активизация и развитие ВПФ), просвещение воспитателей по данной тематике; 14. проведение совместных тренингов для родителей, с целью гармонизации детско – родительских отношений и создания единого семейно - образовательного пространства; С учителем – логопедом: 1. Осуществляет коррекционно-развивающую деятельность с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии,в их саморегуляции и самоконтроля; 2. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы; 3. Разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами; 4. Участвует в проведении совместной диагностики детей с проблемами в развитии; 5. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.; 6. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом; 7. Участвует в ПМПк ДОУ (организация работы, составление заключений).; 8. Участвует в интегративной образовательно – воспитательной деятельности. 2.4. Психологическая диагностика
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью: 1.выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; 2.определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; 3.раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; 4.определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета. Направления психолого-педагогического сопровождения. - Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста. - Психолого-педагогическая диагностика детей раннего развития. -Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития детей. - Психолого – педагогическая диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы детей. - Психолого – педагогическая диагностика школьной зрелости. - Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.
Начинается диагностическое обследование с анализа следующих моментов: - внешний вид ребенка (опрятность, аккуратность, небрежность); - проявление инициативы; - усидчивость (или расторможенность) - интерес к обследованию; - работоспособность и темп; - контактность.
Познавательная сфера. Мышление: - наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представление). - логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках). Память: -кратковременная слуховая и зрительная; -запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Внимание: -устойчивость, -концентрация внимания Зрительное восприятие: - формирование объективного образа предмета или явления, непосредственно действующего на органы чувств. Произвольность: - исследование произвольности поведения ребенка, способности действовать по образцу, уровня сформированности тонкомоторных движений, координации в системе «глаз-рука». Мелкая моторика: - мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
Эмоционально-личностная сфера. - Эмоциональный комфорт в детском саду. - Личностная и волевая готовность к школе. - Повышенная тревожность. - Проявления агрессивности. - Страхи.
Коммуникативная сфера. - Статус в группе. - Коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.
Выделено следующее направление психологической диагностики: -Первичное психодиагностическое обследование, направленное на выявление нарушений в развитии.
Основными способами получения психологической информации при углубленном психодиагностическом обследовании является: - психологические тесты и интервью; - диагностические интервью; - наблюдения поведения детей в разных видах деятельности; - изучение продуктов деятельности детей; - проективные методы.
2.5. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)
Целью ПМПкявляется обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными потребностями и (или) с ограниченными возможностями здоровья, включая детей, не посещающих ДОУ, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. Задачами ПМПк являются: - выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации воспитанников; - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья; - определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощив рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей; - выявление резервных возможностей ребенка; - профилактика физических, интеллектуальных иэмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий; - организация взаимодействия между специалистами ДОУ, участвующими в деятельности ПМПк. Опираясь на цели и задачи ПМПк педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности.
2.6. Развивающая работа.
Направлена на выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении. Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения, отстают в развитии словесно – логического мышления. Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же: - выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц); - агрессивность, драчливость, конфликтность; - повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами; - чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита; - повышенную обидчивость, ранимость; - склонность к болезненному фантазированию.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в ДОУ являются: - Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом. - Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности. - Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. - Формирование положительной самооценки и принятие других людей; - Обучение рефлексивным умениям; - Способствование росту и развитию ребенка. - Достижение данных целей возможно при помощи: - Создания ситуации безусловного принятия ребенка, осознания педагогами и родителями его уникальности.
Методы психологического сопровождения: психогимнастики,психологических,развивающих игр и т.д.
Ожидаемые результаты: - профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения; - коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.; - развитие личности ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения, способность осознать и выразить словами собственные действия, мысли, чувства, развитие коммуникативных навыков, успешная интеграция в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Основные направления коррекционной работы Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие графических навыков.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительной и слуховой памяти; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие внимания;
Развитие основных мыслительных операций: - навыков анализа и синтеза; - навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями); - умения работать по инструкции, алгоритму;
Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями); Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2.7. Работа педагога-психолога с родителями
Достижение целей и решение задач коррекционно-развивающей работы педагога-психолога предполагает самое активное участие родителей. При реализации индивидуальной программы развития ребенка с нарушениями речи основными задачами работы педагога-психолога с родителями являются: Установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и проникновения в проблемы друг друга. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
При организации взаимодействия с родителями неукоснительно соблюдаются следующие правила: - проявлять доброжелательное отношение к родителям и детям, с уважением относиться к мнению родителей, их опыту, не допускать оценочных суждений как со своей стороны, так и со стороны родителей по отношению друг к другу; - описывать психологические феномены доступным, понятным языком, избегая употребления профессиональной терминологии; - следовать принципу конфиденциальности, не предоставляя посторонним людям никакой информации о конкретных детях, диагностических данных и т.д. - акцентировать внимание родителей на их собственных возможностях и ресурсах, поддерживать их позитивную оценку себя в качестве родителя.
Формы работы педагога-психолога с родителями - Индивидуальные, групповые и семейные консультации для родителей. - Выступления на родительских собраниях, круглых столах.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально-технические условия:
- Наличие помещения, столов и стульев для занятий, дивана. - Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература, игры и т.д.). - Материалы для занятий: развивающие игры; цветные карандаши; ручки шариковые; бумага писчая.
3.2. Список используемой литературы:
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997. Антонова Ю.А. Игры для всей семьи, или долой скуку. - М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Галигузова Л.Н. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возрат: метолическое пособие для практических психологов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2015. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). – Волгоград: Учитель, 2015. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Издательство ДНК, 2001. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. Круглова А.М. Тренируем внимание. Простые упражнения и игры. – М.: РИПОЛ классик, 2013. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет. – СПб.: Речь, 2014. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет. – СПб.: Речь, 2014. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2014. Нагаева Л.Г. Определяем способности ребенка: Артист или чемпион? - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010. Никулина Ф.Х. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: развивающие игровые занятия. – Волгоград : Учитель,2 015. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995. Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011. Смирнова Е.О. Общение дошкольников взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. Старостина Н.В. На приеме у психолога: проблема – одинокий родитель. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. Теплякова О.Н. Обучающие игры. – М.: Издательство Оникс; СПб.: Издательство «Литература», 2010. Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки». Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010. Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. Шапиро Е.И. Дерется, кусается, еще и обзывается! Психологическая помощь родителям агрессивных детей. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993. 24 марта 2021 в 14:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.